1937-й. Страдали в числе многих беспартийные и малограмотные. Масштаб репрессий был такой, что арестованных негде было по настоящему содержать и по-настоящему учитывать.
У моего товарища прадед спасся так: начали по одному выводить на объявление приговора и сразу же на расстрел, занимались этим, кстати, местные специалисты при поддержке приехавшего издалека большевика, а дверь в камере (ну как в камере, в комнате администрации села) после очередного заключённого не закрыли.
Он знал, что их сегодня неизбежно расстреляют - уже начали расстреливать! Они все это слышали! И потихоньку скользнул в дверь. Другие задержанные боялись: куда пойдём? что будет? нас найдут, хуже будет! В моём деле разберутся и меня освободят...
Короче, удача на стороне дерзких и деятельных. Он бежал, а в тот день расстреливали так много, что люди, до этого людей не убивавшие, потеряли счёт.
Его не искали!!! Он выжил, вернулся к семье, которая его прятала несколько дней, он жил долго и счастливо, оставил после себя потомков и самое главное, воспоминания о лютых годах. Они бесценны.